ГлавнаяРегистрацияВход Сайт Овчинникова Алексея Васильевича Среда, 24.04.2019, 09:23
  Приветствую Вас Гость | RSS

 
 Главная » 2017 » Август » 12 » Летняя школа на Волге. Впечатления "образованца".
22:01
Летняя школа на Волге. Впечатления "образованца".

Как-то весной, просматривая в Интернете информацию о летних образовательных программах, я наткнулся на сайт проекта «Летняя школа» (http://letnyayashkola.org/), о котором до этого слышал немало интересного, а в этом году решил принять участие. Если не вдаваться в подробности, это ежегодное образовательное мероприятие для школьников, студентов и взрослых, проводимое в формате образовательного полевого лагеря. Выбор мастерских, на которые можно было записаться в этом году, оказался очень впечатляющим – более 20 наименований для взрослых и 8 для школьников. Свой выбор я остановил на мастерской «Образование», которая предлагала несколько образовательных модулей. После некоторых раздумий, я отправил заявку на модуль «Проектный менеджмент для учителя», надеясь, что здесь получу знания в проектной деятельности, чтобы в дальнейшем применять проектные методики в работе с детьми и с коллегами. Конечно, обучаясь на различных курсах повышения квалификации, я имел представление о проектной деятельности, но, зачастую педагоги называют проектами все, что хоть немного отличается от обычного урока: «сходили с классом в кино», «повесили пару скворечников», «сделали презентацию» и т.п. Подобные «проекты» существовали 30 и 40 лет назад, и, как сходить с детьми в поход или подготовить школьный праздник я и так неплохо знаю. А сейчас мне хотелось освоить современные методики и инструменты.

Пройдя процедуру отбора и получив на электронную почту письмо на тему «Вас берут», я стал готовиться к поездке, для чего отыскал свою палатку, спальник, туристический коврик, а также другие походные вещи по списку. И вот 15 июля от станции метро «Тимирязевская» в Москве стартовали автобусы с желающими принять участие во втором цикле «Летней школы». Четыре часа пути и мы оказались недалеко от города Дубна Тверской области, на территории базы отдыха «Волга», уже в пятый раз принимающей «Летнюю школу», хотя на самом деле она проводится уже в 14 раз. Школа неоднократно меняла свое название (наиболее известное - «Летняя школа «Русского репортера»), место дислокации, структуру, руководство, состав мастерских, однако основные принципы оставались неизменными. В последние годы школу поддерживает Объединенный институт ядерных исследований в Дубне.

Территория школы представляет собой типичный загородный лагерь 50-60-х годов ХХ века со всеми его атрибутами: деревянные корпуса, столовая, кинозал, спортивные площадки. Только вместо пионеров по дорожкам ходят «летнешкольники», между корпусов стоят палатки, в столовой не принимают пищу, а проводят дискотеки и открытые лекции (есть поклонники и того и другого), а в корпусах оборудованы учебные аудитории для проведения занятий. Прогуливаясь по дорожкам лагеря, испытываешь смешанные чувства от сочетания советского интерьера, туристического быта и современного образовательного содержания.

Отличительной особенностью школы, которую я сразу же для себя отметил, является самоуправление. Неважно, кем ты являешься в обычной жизни: школьником, студентом, кандидатом наук или победителем «Учителя года», в «Летней школе» у тебя равные со всеми права и обязанности. Кстати об обязанностях. Буквально на следующее после приезда утро, нашему модулю выпало готовить завтрак. Я ожидал, что в первый день мы будем знакомиться, участвовать в командообразующих играх, а пришлось в 7 часов утра колоть дрова, разжигать костры, ставить на огонь 25-литровые кастрюли с водой, открывать несколько десятков банок тушенки, одним словом, готовить завтрак на несколько сотен человек. И это оказалось лучшим командообразованием, из всех, в которых мне когда-либо приходилось участвовать. В последующие дни мы еще не раз выполняли работы по лагерю: мыли посуду, убирали территорию, готовили обед, дежурили на КПП, снова мыли посуду, но никогда это не было суровой обязанностью, а скорее интересным приключением и возможностью взглянуть на себя и коллег по модулю в необычной ситуации.

Теперь о коллегах, точнее, о друзьях, с которыми мне посчастливилось учиться и трудиться на «Летней школе». На нашем модуле было 30 человек, так или иначе связанных и образованием и проектами. На этом сходство заканчивается, потому что в остальном это были совершенно разные люди. Учитель и больничный клоун Рома из Санкт-Петербурга, Катя - сотрудник HR-службы школы «Летово», Вася и Лида из образовательного центра «Юниум», Дима и Маша - участники проекта «Учитель для России», Влад – молодежный политик и сельский учитель из Людиново, Саша - «трудовик» и музыкант из Калуги и другие не менее интересные парни и девушки. Здорово было открывать для себя этих новых людей, слушать их идеи, обсуждать проекты, строить планы, а иногда и просто играть в разные веселые игры, придуманные Ромой или Васей.

И, конечно же, наш «проектный менеджмент» был бы не мыслим без кураторов и преподавателей – научного руководителя мастерской Юрия Романова, Валерии Бараевой, Дарьи Харченко, Анны Антоновой из Преакселератора ФРИИ (Фонда Развития Интернет Инициатив), а также приглашенных лекторов – Соломона Шлосмана и Даниила Филина из MOST Creative camp, Дианы Колесниковой – основателя проекта «Образ жизни», ребят из проекта ЦСИО СОЛЬ. Вообще, для мастерской «Образование» характерно приглашение в школу людей не из государственного образовательного сегмента, а из некоммерческих организаций и бизнеса. И мне кажется, это оправдано, потому что путь от идеи до реализации в бизнесе или НКО гораздо короче, чем в иерархической государственной системе. Кроме того, многие инициативы коммерческих или некоммерческих структур идут от «боли», то есть от потребностей или проблем конкретных людей или сообществ. Да и разнообразие вариантов образовательной деятельности у них гораздо больше. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что и для госсектора «Летняя школа» вполне открыта.

Содержание нашего образовательного модуля представляло собой сочетание лекций и практикумов, плавно перетекающих в самостоятельную работу. В первый день мы формулировали темы проектов, над которыми предстояло работать на «Летней школе» и объединялись в группы. В этом нам помогали Соломон и Даня из MOST Creative. В результате трехчасой работы я оказался в группе с Ромой и Сашей, и нам предстояло работать над проектом «Детские мастерские». В последующие дни мы пытались реализовать этот проект в рамках «Летней школы», для чего делали MVP (minimum viable product) – минимально жизнеспособный продукт наших детских мастерских, а именно учили всех желающих во время обеденного перерыва колоть дрова и забивать гвозди (довольно нужные умения на «Летней школе»). Не менее интересно было разбираться, чем отличаются технологии SMART и HADI, а также придумывать вопросы для customer development-интервью. Удалось попробовать сделать лэндинг для нашего проекта и его презентацию. Каждый день мы обсуждали результаты своей работы и работы других групп. Ребята из других групп делали проекты летнего международного лагеря для подростков, каталог игр для вожатых, проект «Ферма-тур», результатом которого стала поездка на реальную ферму, и другие.

Отдельная тема «Летней школы» - это «золотые лекции». Каждый вечер для всех желающих известные люди читают лекции на самые разные темы: «Ребрендинг сельской местности», «Существует ли кризис журналистики в мире и что значит быть профессиональным журналистом», «Мозг и пищеварение», «О механизмах определения пола» и так далее. Отличительной особенностью «золотых лекций» является их интерактивный характер, при котором лекторы ведут активный диалог с аудиторией, отвечают на вопросы, коих обычно бывает немало.

И конечно, как и в любом лагере на «Летней школе» были песни у костра, дискотеки, баскетбол и волейбол на спортивной площадке, купание в Волге, прогулки на велосипеде и незабываемый день рождения куратора модуля «Неинституциональные формы образования» Максима Буланова.

Незаметно пролетела неделя, отведенная нашему модулю на освоение тонкостей проектного менеджмента, и на мастерскую приехали новые «образованцы», которым предстоит изучать риторику и создавать онлайн-курсы. А мы прощаемся друг с другом у ворот лагеря, и я очень хочу, через некоторое время услышать о реальных проектах в «большом мире», которые создадут ребята, с нашего модуля. И, возможно, на следующий год кто-то из них приедет на «Летнюю школу» уже в качестве лектора и будет учить новых «летнешкольников» чему-то интересному, ведь это еще одна из традиций «Летней школы», когда бывшие ученики становятся кураторами модулей и мастерских. А я уже думаю, о том, чтобы привезти на следующий год сюда своих учеников, и на какой модуль записаться самому. До встречи, «Летняя школа», до встречи, мастерская «Образование»!

Просмотров: 208 | Добавил: Алексей | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
 
 
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 274

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
     

    Copyright MyCorp © 2019
    Бесплатный хостинг uCoz