ГлавнаяРегистрацияВход Сайт Овчинникова Алексея Васильевича Вторник, 19.06.2018, 07:57
  Каталог статей Приветствую Вас Гость | RSS

 
 
Главная » Статьи » Мои статьи

Будущим конкурсантам
Качество образования и уровень педагогов, участвующих в его формировании – это два не только взаимосвязанных, но и два взаимозависимых понятия. Очевидно, что только высокопрофессиональный учитель может организовать процесс обучения так, чтобы  ученик получил прочные знания, позволяющие ему продолжить образование в соответствии с его интересами. И то в то же время, современный педагог должен постоянно повышать свой профессиональный уровень, чтобы удовлетворять растущие запросы общества и государства. Существуют разнообразные способы мотивации учителя к активной творческой деятельности: материальные, моральные и т.д. Одним из таких стимулов является участие педагога в профессиональных конкурсах, которых сейчас насчитывается огромное количество: от муниципальных до международных. Конкурсы позволяют самореализоваться учителю, получить новый импульс для дальнейшего творчества; победы педагогов повышают престиж учебного заведения, в котором он работает. Но бывает, что квалифицированный, высокопрофессиональный учитель выступает в конкурсе крайне неудачно, что служит причиной профессионального спада, депрессии, снижения самооценки. Как избежать неприятных последствий конкурсов, что необходимо учитывать при подготовке к ним и в процессе выступления? Мне, как финалисту конкурса «Учитель года России-2011», хотелось бы рассказать о своем опыте участия в подобном мероприятии,  поделиться своими мыслями и наблюдениями. «Учитель года» - это своеобразная выставка педагогического опыта, педагогического мастерства и поэтому, на мой взгляд, в конкурсе должен участвовать учитель, у которого есть определенное представление, о том, что он делает и для чего он это делает, а для этого нужно проработать в школе некоторое количество лет. За это время у учителя вырабатывается  своя методическая система, которую в процессе подготовки он может обобщить и систематизировать. Не случайно все лауреаты конкурса этого года проработали в школе от 7 до20 лет. В то же время, конкурс имеет определенный формат, в который учителю нужно вписаться, поэтому не каждый прекрасный педагог может удачно в нем выступить в силу специфики конкурсных испытаний. Здесь нужно проанализировать возможности того или иного учителя, и принимать решение участия или неучастия исходя из того, чтобы конкурс стал для него ступенью вверх, а не принес разочарование в профессии. Если все же решение участвовать принято, полезно изучить историю конкурса, просмотреть выступления участников прошлых лет. Это нужно, чтобы погрузиться в атмосферу конкурса, понять в каких условиях проходят конкурсные испытания, оценить уровень участников и тематику выступлений. Изучив все это, проанализировав свой опыт, учитель может выделить в своем опыте наиболее интересные  вещи, которые можно было бы показать широкой аудитории и которые у него получаются лучше всего.
Необходимо внимательно изучить критерии оценивания конкурсных испытаний, чтобы строить свою подготовку в соответствии с ними. Так как через весь конкурс  этого года «красной нитью» проходила тема новых образовательных стандартов, нужно изучить все их ключевые особенности и постараться строить свое выступление в соответствии с системно-деятельностным подходом, который лежит в их основе. При подготовке урока следует сделать четкий анализ каждого этапа, чтобы каждое действие на уроке, учителя или детей имело конкретную цель, несло определенную смысловую нагрузку. Если какие-то этапы урока получаются откровенно слабыми, репродуктивными, необходимо их исправить, заменив, например, рассказ учителя эвристической беседой, которая смотрится намного выигрышнее, чем простой монолог педагога.
Большое внимание нужно уделить мультимедийному сопровождению урока. Но при этом не следует забывать, что применение ИКТ на уроке – это не цель, а средство, с помощью которого решаются конкретные задачи урока. Нужно также учесть такую особенность компьютерной техники, как ее склонность к периодическим «зависаниям», причем в самые неподходящие моменты. Если постараться предусмотреть такие неприятные вещи и подготовить запасной вариант урока с классическими инструментами учителя: доской и мелом, это определенным образом раскрепощает  учителя, придает чувство уверенности в том, что он успешно проведет урок, несмотря ни на какие непредвиденные ситуации. Здесь хотелось бы затронуть такой, на мой взгляд, очень важный момент, как психологическое и эмоциональное состояние учителя во время конкурсного мероприятия. Необходимо так организовать свою подготовку, чтобы подходить к уроку или другому испытанию в оптимальном психологическом состоянии. Для этого нужно знать особенности своего организма, уметь учитывать их в непростых условиях конкурсной жизни. Для кого-то необходимо уединиться перед конкурсным испытанием, мысленно прокрутить в голове урок или беседу, а для кого-то наоборот, необходимо общение с коллегами. Во время урока или беседы очень важно установить контакт с детьми, родителями или залом, чтобы почувствовать обратную связь и постоянно следить за тем, чтобы эта связь не ослабевала на протяжении урока. Для этого можно применить различные приемы: неожиданный вопрос, шутка, какой-либо интересный необычный факт. Как правило, такие формы работы вызывают искреннее любопытство и заинтересованность у детей или взрослых. Эти качества часто проявляются непроизвольно потому, что информация подается  в необычной форме, и далее акценты в ходе урока или беседы расставляются так, чтобы сам слушатель  соучаствовал в процессе мышления. К возникающим нестандартным ситуациям лучше всего относиться с юмором, решать их примерно так, как делаешь это в повседневной работе. Вообще, учитель на конкурсе должен уметь быстро ориентироваться в ситуации, ведь одним из проверяемых умений педагога является его способность к импровизации. Это было во все годы проведения конкурса, есть это и сейчас, и я думаю, будет и в будущем. После проведенного урока или беседы, нервная система какое-то время находится в возбужденном состоянии, т.е. работает симпатический отдел вегетативной нервной системы, который неподвластен нашему сознанию. Кроме того, дает о себе знать выделившийся в кровь адреналин, поэтому нужно просто ждать, когда пройдет возбуждение. Это время можно уделить общению с коллегами, обмену впечатлениями и т.п. Потом наступает некоторый спад, который опять же имеет под собой физиологическую основу, ну а затем, работоспособность вновь возрастает и можно начинать готовиться к следующему конкурсному дню. Нужно уметь отключиться от удачного или, наоборот, неудачного выступления и сконцентрироваться на предстоящем мероприятии.
При подготовке к беседам с учащимися и родителями, во время которых они выбирают тему непосредственно перед началом мероприятия, необходимо предварительно проработать список возможных тем, чтобы владеть как можно более широкой информацией по каждой из них. Это позволит разработать несколько вариантов развития дискуссии, в зависимости от складывающейся во время беседы ситуации. В любом случае необходимо отталкиваться от личной значимости выбранной темы для детей или их родителей, постараться найти интересующие их аспекты обсуждаемой проблемы. Не пытаться говорить общими фразами или доказывать прописные истины. Это может оттолкнуть участников от откровенного разговора.
Нужно уделить внимание всем оцениваемым конкурсным заданиям, в том числе Интернет-ресурсу. Есть довольно четкие требования к содержанию  персонального сайта или блога учителя, а именно количество, качество, разнообразие размещаемых материалов. Часто учителя недооценивают этот компонент, а ведь именно этих баллов может не хватить в конечном итоге при определении «пятнашки» финалистов.
На втором этапе конкурса при подготовке и проведении мастер-класса и открытой дискуссии нужно придерживаться своего стиля, показывать те приемы, методы, технологии, которые умеешь делать хорошо. При этом желательно постарался сделать содержание интересным, наглядным, не увлекаться наукообразием. При подготовке к дискуссии и последующему круглому столу следует изучить все доступные материалы, посвященные обсуждаемым проблемам, зафиксировать различные точки зрения, причем старался рассмотреть тот или иной вопрос в более широком аспекте, начиная с официальных документов, публикаций в серьезных изданиях  и заканчивая обсуждением на Интернет-форумах. 
В заключение я хотел бы сказать о том, что вне зависимости от результата выступления, конкурс дает очень многое в профессиональном и личном плане. Помимо прекрасного общения, новых друзей изо всех уголком нашей страны, перед педагогом открываются новые горизонты, появляются новые планы профессионального роста, возникает более широкое видение своей профессии. Не только «Учитель года», но и другие профессиональные конкурсы позволяют педагогам раскрывать свои потенциальные возможности, совершенствовать свое мастерство, находить единомышленников, поэтому, участие  в профессиональных конкурсах – неотъемлемая черта современного учителя, ведущая в итоге к повышению качества образования в целом.

Категория: Мои статьи | Добавил: Алексей (07.12.2011)
Просмотров: 578 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
 
 
Категории раздела
Мои статьи [7]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 267

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
     

    Copyright MyCorp © 2018
    Бесплатный хостинг uCoz