ГлавнаяРегистрацияВход Сайт Овчинникова Алексея Васильевича Понедельник, 23.04.2018, 06:27
  Блог Приветствую Вас Гость | RSS

 
 Главная » 2014 » Февраль » 19 » ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
20:47
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Особенностью сегодняшнего образования является наличие доступного всем информационно-образовательного пространства, которое все активнее начинает использоваться субъектами образовательного процесса. Учреждения образования, педагоги, ученики выстраивают свои информационно-образовательные среды, стремясь полнее удовлетворить собственные образовательные, профессиональные и личностные запросы. Это не экспансия, как думают многие, а закономерности общественного развития. Поэтому  задачей школы становится не изобретение преград, а выработка способов и технологий использования возможностей информационно-образовательного пространства и среды в целях образования. Основное отличие среды от пространства – присутствие в ней субъекта, который структурирует ресурсы, в соответствии со своими целями. Причем существующая связь «пространство-среда», предполагает постоянные взаимопереходы, т.е. обладает свойством интерактивности.

Интерактивность – возможность ученика взаимодействовать с элементами среды для достижения своих познавательных целей.

Для интерактивности характерны следующие дидактические свойства:

·  Адаптивность – создание благоприятных условий в процессе обучения;

·  Продуктивность – возможность изменения или дополнения;

·  Креативность – создание собственного образовательного продукта, индивидуальное решение проблемы на основе предложенного материала.

Федеральный Государственный стандарт при формулировке метапредметных результатов обучения предполагает, что человек должен владеть тремя категориями компетентностей:  Первая из них объединяет компетентности, которые необходимы человеку для выстраивания продуктивных отношений с другими людьми, умения сотрудничать, работать в команде; управлять конфликтами и разрешать их. Вторая категория включает те компетентности, которые нужны, для того чтобы эффективно использовать различные инструменты взаимодействия со средой: интерактивно использовать язык, символы и тексты; интерактивно использовать знания и информацию; интерактивно использовать технологии. Третья категория компетентностей должна обеспечить способность человека управлять своей собственной жизнью и успешно действовать самостоятельно, или автономно.  Как видно, первые две категории представляют собой интерактивность двух видов: субъект - субъект и субъект - ИКТ-средства обучения.  Первый вид интерактивности известен давно; еще со времен Сократа наилучший результат обучения достигался при наличии общения, диалога. Педагог, являясь либо непосредственным источником знаний, либо их транслятором, отвечает на вопросы, оценивает ответ, корректирует недостатки. В настоящее время живое общение между участниками образовательного процесса не утратило своей актуальности. Произошло лишь смещение акцентов от трансляции знаний к организации активной познавательной деятельности ученика. Назовем некоторые формы интерактивного обучения вида «субъект-субъект»:

·              Работа в парах.

·              Работа в малых группах.

·              Незаконченное предложение.

·              Мозговой штурм.

·              Ролевая (деловая) игра.

·              Дискуссия.

·              Дебаты.

Рассмотрим примеры использования автором данных форм на уроках биологии:

Работа в парах может использоваться при проведении лабораторных и практических работ, например «Простые и сложные листья», «Модификационная изменчивость», для взаимопроверки самостоятельных и тестовых работ, совместной работы с текстом.  Данная форма организации учебного процесса наиболее удобна с точки зрения контроля  учащихся, поддержания дисциплины, так как не предполагает переходов учащихся по классу. К достоинствам парной работы можно отнести формирование умения строить отношения с партнером, распределять обязанности при выполнении работы, контролировать работу партнера. Но вместе с тем ресурсы работы в парах достаточно ограничены и не позволяют в полной мере раскрывать творческие способности детей, поэтому данную форму целесообразно применять в сочетании с другими формами работы, требующими более широкого взаимодействия учащихся. Примером таких форм является работа в малых группах. Она применяется автором на различных этапах урока, в частности на этапе актуализации знаний, для установления уровня первоначальных знаний учащихся по теме и на этапе рефлексии для проверки первичного усвоения учебного материала. Примером заданий для малой группы служит работа по составлению дидактического синквейна.

Пример синквейнов на тему «Грибы», составленных учащимися в малой группе в начале и в конце урока.

Правила составления

Ответы учащихся в начале урока

Ответы учащихся в конце урока

  1. Имя существительное
  2. Два прилагательных
  3. Три глагола
  4. Предложение из четырех слов
  5. Одно слово резюме
  1. Грибы.
  2. Белые, вкусные.
  3. Растут, прячутся, варятся.
  4. Хорошо собирать грибы осенью.
  5. Еда.

1. Грибы.

2. Плесневые, шляпочные.

3. Питаются, размножаются, накапливают.

4. Образуют симбиоз с деревьями.

5. Гетеротрофы.

Анализ ответов учащихся свидетельствует о том, что первоначальные знания находились на бытовом уровне, в конце же урока приобрели явно предметный характер. На этапе применения знаний, умений, способов действий в стандартной и нестандартной ситуациях целесообразно использовать метод «мозгового штурма». Его сущность достаточно подробно описана в работах А.Гина.  Пример задачи для решения методом мозгового штурма: «Если ядовитая змея укусит другую ядовитую змею, то укушенная змея погибнет. Если змее ввести подкожно 100 мг ее же собственного яда, то она тоже погибнет. Почему же змея не погибает, когда глотает  отравленную своим же ядом добычу?»  Данное задание требует не просто воспроизведения знаний, но и размышлений, умения генерировать идеи, анализировать их, отбирать и оценивать идеи. Подобные задания развивают творческие, креативные способности учащихся, создают на уроке творческую непринужденную атмосферу, способствующую свободному общению детей друг с другом, умению слушать, анализировать, взаимодействовать друг с другом.  Перечень активных форм взаимодействия учителя и учащихся не ограничивается приведенным выше списком, это лишь некоторые из технологий, применяемых для развития интеллектуальных, волевых, познавательных умений.  
Второй вид интерактивности, который мы определили как «субъект-ИКТ-средства обучения», представляет собой «возможность активно взаимодействовать с носителем информации, по своему усмотрению осуществлять ее отбор, менять темп подачи материала.

Остановимся на средствах реализации этого вида интерактивности более подробно:

·              Видеоконференция – технология, позволяющая проводить виртуальные конференции.

·              Чат – ресурс, где можно обмениваться информацией, с другими пользователями в режиме реального времени.

·              Электронная почта – наиболее известный инструмент асинхронной коммуникации.

·              Форум – форма общения на сайте.

·              Блог – разновидность веб-сайта, основное содержание составляют регулярно добавляемые записи.

·              Мультимедийная обучающая программа – основная форма работы, позволяющая обеспечить интерактивность на уроке. Она позволяет использовать в процессе обучения анимацию, динамические изображения, видео, звук, моделировать различные процессы и т.д.

Заметим, что понятие «интерактивность»,  означает не просто владение какими-то умениями (например,  читать, производить вычисления или пользоваться компьютером), но способность адаптировать соответствующие инструменты к решаемым задачам и имеющимся обстоятельствам. В свою очередь, понимание природы и возможностей тех или иных инструментов определяет наши представления о том, какими способами мы можем взаимодействовать с миром и использовать эти инструменты для достижения новых целей. Таким образом, можно сказать, что эти инструменты являются не пассивным посредником, а средством активного диалога между человеком и средой.
Активное самостоятельное взаимодействие учащегося с учебным продуктом – главное преимущество ИКТ-обучения.
Уровни интерактивности – качественное понятие, которое отражает степень активности пользователя, однозначно определяемую функциональными возможностями учебного продукта. Выделяют следующие уровни:

1.Простой (пассивный) уровень характеризуется минимальными действиями и соответственно небольшими функциональными возможностями (например, показ презентации или перелистывание учебника).

2.Ограниченный уровень взаимодействия с учебным процессом формулируется как процесс, в котором учащийся реагирует на отдельные учебные запросы (например, тестирование с выбором ответа).

3.Полный уровень интерактивности характеризуется разнообразием реакций учащихся на многочисленные учебные запросы и расширением способов взаимодействия с учебным материалом. На этом уровне осуществляются манипуляции с объектами на экране, использование моделирования, сложная навигация [2].

Понятно, что последний уровень интерактивности не может быть достигнут никакими текстовыми учебными пособиями или учебниками. Он предполагает не только активность ученика, но и возможность изменения самого содержания ресурса. То есть осуществляется двустороннее взаимодействие, которое требует серьезного дидактического осмысления для эффективного управления процессом обучения.
В качестве примера использования интерактивных обучающих программ на уроке можно рассмотреть возможности программы SMART Notebook 10, которая является приложением к интерактивной доске SMART Board. Данное программное обеспечение обладает широкими возможностями и специально адаптировано для образовательных целей. Отличительной особенностью программы является то, что она позволяет создавать именно интерактивные презентации для мультимедийного сопровождения урока, причем наличие самой доски не является обязательным условием работы с программой. Изучение возможностей SMART Notebook не составит большого труда для пользователя, имеющего навыки работы в офисных приложениях. Программа имеет русскоязычный интерфейс, богатый набор ресурсов по разным предметам, коллекцию интерактивных шаблонов, с помощью которой можно создавать задания различных типов. Гибкое лицензионное соглашение дает возможность использовать ПО практически любому заинтересованному пользователю. Мультимедийное сопровождение урока с использованием ПО SMART Notebook создается таким образом, чтобы ученики имели возможность дополнить и изменять его в соответствие со своим уровнем и ситуацией на уроке, т.е. в отличие от офисных программ, содержание которых создается заранее, и в ходе урока демонстрируется учащимся, уроки, созданные в  программе SMART Notebook  являются лишь заготовками, основной контент, которых создают дети в ходе урока.  Так, при изучении темы «Органы цветковых растений» в курсе биологии 6 класса, учащимся предлагается порядка 25 заданий, связанных с формулировкой определений, составлением кластеров, умением производить классификацию объектов, слушать, вести диалог, строить цепь рассуждений, выделять признаки для сравнения, выдвигать и обосновывать гипотезы и т.д. Для создания заданий использованы инструменты «Фигуры», «Текст», «Линии», «Таблица», «Перья», операции «Группировка», «Закрепление», использованы шаблоны из коллекции интерактивных заданий LAT2.0-RU. Мультимедийное сопровождение урока сочетает в себе возможности меловой и маркерной доски, заменяет таблицы и модели, дает возможность проводить виртуальный эксперимент, использовать дополнительные устройства: документ-камеру, цифровую лабораторию и т.д. Работа учащихся  с интерактивными средствами позволяет достигать не только предметных результатов обучения, коими являются знания в конкретной предметной области, но также метапредметных результатов применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Просмотров: 268 | Добавил: Алексей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
 
 
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 267

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Февраль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
     

    Copyright MyCorp © 2018
    Бесплатный хостинг uCoz